Юля Матвеева делится упражнениями на развитие навыков быстрого осмысленного чтения:
Пропевание
— ежедневное чтение одной страничке, не больше с начало ооочень медленно по слогам, потом ее же по слогам побыстрее, не забывая при этом про запятые и пунктуацию…. Потом эту же страницу на распев и еще раз на мотив любой песни,и последней раз уже в нормальном темпе с выражением. Странички маленькие не большие, по времени это занимает минут 15 не больше…
Метод Кушнира
Развиваем скорость чтения. Выдержка:
- «Первый шаг обучения собственно чтению — взрослый читает и показывает ребёнку синхронно в тексте то, что читает (как караоки).
- Второй шаг — взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает, пальчиком ребёнка, двигая его руку по тексту.
- Третий шаг — ребёнок показывает пальчиком, что читать, а взрослый читает там, где движется пальчик в темпе его движения. Добиваемся лёгкости и адекватности показа.
- Четвёртый шаг — убегаем голосом от пальчика ребёнка вперёд и ловим момент, когда его рука непроизвольно двинется по строке вслед за голосом.
- Пятый шаг — взрослый читает, а ребёнок следит по тексту. Темп чтения взрослого — до 50-60 слов в минуту.
- Шестой шаг. Убедившись, что ребёнок следит за чтением взрослого непринуждённо и легко, делаем резкий скачок в темпе — читаем со скоростью 120 слов в минуту и более. Постепенно доводим темп звукового ориентира до 150 сл./мин. Добиваемся лёгкости и непринуждённости слежения ребёнком по тексту за чтением взрослого одними глазами. А где мы читаем? Вот!
- Седьмой шаг — с удивлением обнаруживаем, что ребёнок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение.»
Фотопамять
Есть еще способ — развивает фотопамять, должен на грамотность и чтение повлиять. На странице пишется слово, показывается ребенку в течение одной минуты, он запоминает глазами (как картинку), потом пишет. Если не вспомнил — показать еще раз и показать столько раз сколько нужно. Отработать одно слово, затем два слова, три и дойти до предложений, включая пунктуацию. Метод несложный — сначала лишь слово написать, можно как игру сделать для двух мальчиков и папы :)! Желательно ежедневно 🙂
2 полезных книги
- Соболева. Емельянова — Пишу без ошибок
- Рабочая тетрадь «Учимся ориентироваться в пространстве» — авторы Суцнцова и Курдюкова
Замечательная книга. С описанием причин. С описанием того, что делать учителям и родителям. И с играми