Занятия музыкой, столь ненавистные многим детям, могут окупиться сторицей в последующей жизни, помогая сохранить остроту ума до самой старости. К такому выводу пришли сотрудники Медицинского центра Канзасского университета (США).
Они набрали для исследования 70 здоровых добровольцев в возрасте 60–83 лет и поделили их на группы, основываясь на уровне «музыкального опыта»:
- без музыкального образования,
- от года до девяти лет учёбы в музыкальной школе,
- десять и более лет музобразования.
Попавшие в «музыкальные группы» начали играть на музыкальных инструментах примерно в 10-летнем возрасте; более половины из них имели дело с пианино, четверть музицировали на деревянных духовых инструментах, таких как флейта и кларнет; все прочие играли на струнных, ударных или медных духовых.
При этом все респонденты имели одинаковый уровень общего образования, физической подготовки и не демонстрировали признаков болезни Альцгеймера.
В ряде когнитивных тестов участники, имевшие наиболее полное музобразование, показывали лучшие результаты в сравнении с теми, кто никогда не учился нотной грамоте или игре на музыкальных инструментах.
Это были тесты, касающиеся зрительно-пространственной памяти, названий объектов, когнитивной гибкости (способности мозга усваивать новую информацию).
Половина «продвинутых» испытуемых продолжала музицировать в период исследования, однако их результаты не были лучше, чем у тех, кто прекратил занятия несколько лет назад.
Это значит, что длительность обучения музыке более важна, чем то, продолжает ли человек играть в пожилом возрасте.
По словам учёных, музыкальная деятельность на протяжении жизни может расцениваться как стимулирующие когнитивные упражнения, делающие мозг более подготовленным и приспособленным к проблемам старения.
Поскольку обучение игре на музыкальных инструментах требует многих лет практики, это занятие может создавать альтернативные связи в мозге, которые способны компенсировать ухудшение познавательных способностей в старости.
Увидела здесь