Я до сих пор помню жаркие споры в моей семье, когда мы с мужем объявили, что наши дети пойдут в школу не раньше восьми лет. Более старшие родственники не могли понять зачем держать детей дома лишний год, если они могут по возрасту уже ходить в школу.
К сожалению мы тогда не читали книгу Малькольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры».
Иначе бы не поддались на уговоры бабушек отдать хотя бы младшенького в школу в семь лет. Это была наша ошибка и сейчас, в отличие от старших детей, которым учёба даётся очень легко, с младшим нам пришлось заниматься дополнительно так как полностью самостоятельно получать знания, как это делали наши старшие дети, он оказался психологически не готов.
Если старшие на фоне сверстников выглядят очень успешными, то младший прилагает немало усилий для того, чтобы быть хотя бы на среднем уровне успеваемости. И дело, как правильно доказывает Малькольм Гладуэлл не в том, что старшие сами по себе более способны чем младший, а в том, что мы для них обеспечили более благоприятный фон, на котором их способности становятся более яркими и заметными по сравнению со способностями их более младших по возрасту одноклассников. Для детей разница в один год оказалось колоссальной. То, что легко дается восмилетнему, семилетний осваивает с большим приложением своих сил, а для шестилетнего (которых в современных классах тоже немало) оказывается очень непростым делом.
Небольшой отрывок из книги:
«Канадский психолог Роджер Барнсли был первым, кто в середине 1980-х гг. привлек внимание к феномену относительного возраста.
Барнсли вместе с женой Полой и двумя сыновьями присутствовал в Южной Альберте на игре «Летбридж Бронкос», команды, входящей, как и «Ванкувер Джайнтс» и «Медисин—Хат Тайгерс», в Major Junior А. Просматривая программку, Пола наткнулась на состав команды.
— Роджер, — обратилась она к мужу, — ты знаешь, когда родились эти ребята?
— Им всем от шестнадцати до двадцати, так что, полагаю, где-то в конце восьмидесятых, — ответил тот.
— Я имею в виду, в каком месяце.
«Я подумал, она бредит, — рассказывал впоследствии Барнсли. — Но решил сам посмотреть, и в глаза сразу же бросилось то, о чем говорила Пола. По какой-то непонятной причине в списке чаще всего встречались дни рождения в январе, феврале и марте».
Вернувшись вечером домой, Барнсли проверил дни рождения всех профессиональных игроков, сведения о которых смог найти. Закономерность была очевидной. Барнсли вместе с женой и коллегой собрали статистические данные на всех игроков Хоккейной лиги Онтарио. Та же история. Подавляющее большинство игроков родились в январе. Вторым наиболее часто встречающимся месяцем оказался февраль. Третьим — март. Барнсли обнаружил, что в январе игроков Хоккейной лиги Онтарио родилось в пять с половиной раз больше, чем в конце года, в ноябре. Он изучил сильнейшие команды, в которых возраст игроков составлял 11 и 13 лет. Это были юные игроки, отбираемые для элитных команд со звездным составом. Та же история. Пришел черед Национальной хоккейной лиги. То же самое. Чем дольше Барнсли копался в данных, тем больше убеждался в том, что это не случайное совпадение, а железный закон канадского хоккея. В любой элитной группе около 40% игроков родились между январем и мартом, 30% — между апрелем и июнем, 20% — между июлем и сентябрем и только 10% — между октябрем и декабрем.
«За все время работы психологом я ни разу не встречал настолько масштабного эффекта, — признается ученый. — Тут даже не нужен статистический анализ! Все видно и так».
Все это легко объяснимо и не связано ни с астрологией, ни с магической силой первых трех месяцев. Дело в том, что в Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Другими словами, ребенок попадает в девятилетнюю группу, если ему исполняется девять лет до 1 января. Если 2 января ему исполняется десять лет, то он будет играть в одной группе с ребенком, который отпразднует десятый день рождения аж в декабре. А в этом предподростковом возрасте разница в 12 месяцев означает очень заметные различия в физической форме.
В Канаде — самой помешанной на хоккее стране в мире — тренеры начинают отбирать игроков в элитные команды в возрасте девяти и десяти лет, и, разумеется, более талантливыми считаются более рослые и ловкие ребята, имеющие преимущество в несколько решающих месяцев.
Что происходит, когда игрока отбирают в команду со звездным составом? С ним занимаются лучшие тренеры, он играет рядом с более сильными товарищами и, кроме того, принимает участие не в 20 играх в сезон, как те, кто остался в «домашней» лиге, а в 50-70. Ему приходится тренироваться в два, а то и в три раза больше. Если в начале его единственным преимуществом была небольшая разница в возрасте, то к 13-14 годам благодаря первоклассному обучению и дополнительной практике он действительно обретает мастерство и имеет больше шансов быть завербованным в Канадскую хоккейную лигу, а оттуда перейти во взрослые лиги.
…По нашим представлениям, найти прекрасного студента или прекрасного спортсмена все равно что найти подходящую модель для подиума. Надо просто ее отыскать, где—то же она живет и ходит. Однако мир все—таки устроен не так. При произвольном выборе конечного срока отбора решение о том, кто будет элитным игроком в хоккей, а кто нет, остается за обществом. Игроками в хоккей становятся буквально при рождении. Подготовка выдающихся спортсменов мало похожа на работу модельного агентства. Она скорее базируется на принципах морской пехоты: если вы нашли физически пригодных мужчин и женщин, то при правильном обучении и тренировках вы практически любого из них сумеете превратить в уникального бойца. Мир по образу и подобию модельного агентства наводит уныние и тоску, поскольку красота от рождения дается немногим. Мир, больше похожий на морскую пехоту, вселяет оптимизм: достижение успеха не будет зависеть от произвольных факторов.
Начнем с того, что конечные сроки отбора действительно имеют значение. Мы могли бы организовать две или даже три хоккейные лиги в зависимости от месяца рождения. Пусть игроки тренируются по отдельным программам. Возьмем для примера команды «все звезды». Если бы все чешские и все канадские спортсмены, родившиеся в конце года, вдруг получили бы равные возможности, то кандидатов в чешскую и канадскую национальные сборные стало бы в два раза больше.
Школы могли бы действовать по аналогичной схеме. Начальные и средние школы могли бы определять январских, февральских, мартовских и апрельских учеников в один класс, тех, кто родился летом, — в другой, а осенних детей — в третий. Тогда ученики соперничали бы с детьми своего уровня развития и зрелости. С административной точки зрения такие решения усложняют процесс, но они не требуют лишних расходов и повышают шансы тех, кто не по своей вине оказывается за бортом образовательной системы. Другими словами, мы могли бы контролировать механизм достижений, и не только в спорте, но — как вы впоследствии увидите — и в других, более значимых сферах. Однако мы этого не делаем. Почему? Потому что убеждены: успех обусловлен исключительно личными заслугами, следовательно, ни мир, в котором мы растем, ни правила, которые диктует наше общество, не имеют ровным счетом никакого значения.»
Очень рекомендую прочитать эту книгу. В ней автор пытается донести до нас и доказать мысль, что не стоит сводить причины успеха исключительно к личностным особенностям. Они не объясняют истинной природы выдающихся достижений и не дают ответа на ключевой вопрос: что отличает особенных людей от всех остальных? По его мнению, правильнее было бы интересоваться вовсе не их личными качествами. Откуда эти люди взялись? В каких условиях прошло их детство? Где они росли? В какой семье? Какому поколению принадлежат? В каких специфических обстоятельствах и под влиянием чего формировался их характер?
На страницах книги автороценивает ту роль, которую играют в достижении успеха благоприятные возможности, удачный момент, семья и культурное наследие.
Если бы все было так просто! В 1-й класс к нам пришла шестилетка. По итогам года она стала одной из двух лучших учениц в классе. Мой сын старше всех (августовский), но слабенький в учебе.
Шестилетки с хорошей учебной подготовкой — это все же больше спринтеры (бегуны на коротких дистанциях) Восьмилетки же стаеры — они психологически более устойчивые и лучше справляются с длительными забегами.
Дождитесь средней школы — там всё может в корне измениться. Хотя по уровню развития я бы приравняла девочку-шестилетку к мальчику-семилетке. Девочки до 10-12 лет в среднем на год опережают мальчиков.