Наш двор и теория разбитых окон

Вчера муж прогулялся по нашему району — решил купить клубнику. Приходит домой и восторженно рассказывает: «Представляешь, иду мимо спортивной площадки и вижу такую картину — мальчишки играют в футбол, девчонки — в волейбол, а группа ребят у турников активно подтягивается на спор. Что-то я не припомню, что в моём детстве в одном месте столько детей занимались спортом не по велению взрослых, а сами по себе.»

Я это объясняю особенностью нашего района — он очень чистый.

С утра до вечера бригады дворников метут тротуары, окучивают и красят деревья, сажают цветы на клумбах, поливают их. Когда из нашего райского уголка я выезжаю в центр Москвы, то всегда испытываю небольшой шок. Особенно в зимнее время — у нас на окраине тротуары очищены от снега до асфальта, скользких участков нет вообще, а в центре колдобина на колдобине, страшно ходить.

В нашем парке под окном зимой стояла большая искусственная ёлка с красивыми шарами и иллюминацией. И что удивительно, эти шары и иллюминация сохранились до момента демонтажа ёлки, а это почти три месяца. В подъездах чистота и порядок, везде сидят консьержи, члены семей тех самых дворников. Всё очень красиво и уютно.

Вот я и думаю, что именно эта благоустроенность и ведёт к тому, что жители района, в том числе и дети, начинают себя вести более пристойно.

Я уже как-то писала про «теорию разбитых окон«. И вот дополнение к ней:

В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив:

«Граффити — это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма – известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

И Ганн дал команду ощищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное действо», — рассказывал он позже.

В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, – рассказывал он. – В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это был наш мэссидж для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит»…

В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему?

Новый начальник полиции верил – как и проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.

Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая ловля». После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.

«Для копов это стало настоящим Эльдорадо, – рассказывал Браттон. – Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд».

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. Кстати, в Википедии написано, что именно Джулиани впервые применил Теорию разбитых окон. Теперь мы знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна – он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.

Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям. Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму.

Уровень городской преступности стал резко падать – так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений».

Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Волшебный стоп-кран сработал.

Источник

Запись опубликована в рубрике Воспитание детей, Идеи для дома, На злобу дня, Психологические методики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Наш двор и теория разбитых окон

  1. Ирина говорит:

    Дело в том, что наш мир стремительно меняется к лучшему, каждое новое поколение приходит духовнее предидущего, к примеру у нас во дворе не было никаких детских площадок, так мальчишки — подростки сами натащили шпал с железной дороги и построили себе турник. Взрослые — мамы и папы скинулись деньгами и построили детские площадки. У молодёжи проходят турниры по упражнениям на турнике и брусьях, которые проводят сами ребята. Я заказывала песок для детских площадок, оказалось, что таких заказов много, есть о чём подумать.

  2. Олег Тишкин говорит:

    Татьяна, спасибо огромное!

    Статья просто великолепная, нет слов!

    Редко встретишь даже в Сети (стоит ли говорить про остальные информационные источники?) такую здоровую позитивную информацию?

    Спасибо большое, Татьяна, за то, что «открываете людям глаза», делаете неочевидное — очевидным, причём это созидательный труд, что многократно ценнее.

    С уважением, Олег Тишкин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы даете согласие на обработку своих персональных данных. Прежде чем отправить свои данные, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности.