Есть книги, которые «вкусно» читать. Сидишь, читаешь и наслаждаешься каждым словом, каждым предложением. Просто праздник души! Один из моих любимых «вкусных» писателей — Андрэ Моруа. Всё, что я у него читала, мне очень нравилось. Сейчас перечитываю «Открытое письмо молодому человеку о науке жить» и просто не могу оторваться.
Обычно книги я читаю быстро, по диагонали — схватила основную мысль и иду дальше. Но есть писатели, чтение книг которых замедляет мой темп чтения — я начинаю читать их вдумчиво, с чувством, с расстановкой, задумываясь о словах автора и перекладывая их на свою жизнь. Читать такие книги с экрана трудно. Хочется взять фолиант в руки, устроиться в глубоком кресле под торшером и неспешно вкушать мысли автора.
Многие художественные книги, которые в школе я читала по обязанности, в более зрелом возрасте читались мной с удовольствием и даже наслаждением. Совершенно не хотелось убыстряться, наоборот, хотелось остановить мгновение и вновь пережить это прекрасное чувство.
Кстати, именно после чтения такой литературы я поняла зачем нужны специальные ложечки для мороженого микроскопического размера, которыми дома мы ели это лакомство. Они позволяли вкушая, наслаждаться как вкусом и ароматом десерта, так и всем процессом в целом. И это было по-настоящему здорово! Даже очень маленькая порция приносила огромное удовольствие. По этой же причине я люблю пить кофе из очень маленьких чашечек небольшими глотками. Так намного полнее можно ощутить божественный вкус этого напитка.
Но продолжу о книгах. К сожалению, я пока так и не придумала действенного способа как привить вкус к чтению детям. Они перегружены школьной программой и времени читать для души у них со всеми этими компьютерами, прогулками и другими делами остаётся не так уж и много. Личный пример для них тут не особо показателен, хотя без него было бы еще хуже.
Любопытно о развитии навыков осознанного чтения пишет agent-marge: Большинство людей умеет читать только на уровне «складываю буквы в слова» и понимать несложный текст. Многие читают вроде бы запоем, но не видят разницы между слогом Гоголя и Шмелева и какого-нибудь Z. (известного современного писателя, между прочим). За точность цитаты не ручаюсь, но Татьяна Толстая в блоге как-то писала, что после классики читать безграмотный худлит — это все равно что променять ужин в хорошем французском ресторане на тюремную баланду. Отличное сравнение.
Дело в том, что навык распознавания культурных кодов надо развивать — он не появляется сам по себе. Чтобы наслаждаться Набоковым, нужно знать все эти речевые обороты, понимать отсылки к классической литературе и истории… Но то, что приведет в восторг посвященных, вызовет лишь недоумение у аутсайдеров: «Глупость какая!»
Методика развития литературного чутья сводится к разговору с ребенком. Нужно специально обращать внимание на удачные выражения, на метафоры, на эмоции, которые это все добро может вызывать. И обязательно надо показывать ребенку «фальшивые ноты» — если таковые встречаются в тексте. Читать с ним вместе и разбирать текст по косточкам.
Сергей Владиленович Прангишвили рассказывал, что гувернер, прежде чем повести его на балет, учил его восприятию балета. И спектакль тут же наполнился двойными и тройными смыслами. С литературой то же самое: если ребенка никто не учит понимать красоту языка, то у него есть все шансы остаться невосприимчивым к этой красоте.
Очень любопытны критические статьи, публиковавшиеся в прессе по поводу произведений Булгакова. Уж как его ругали за «плохой слог»! Для критиков Латунских образность речи была непонятной абракадаброй, а то, что непонятно — по определению плохо.
Та же история с Зощенко. «Предоставление страниц… таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции «Звезды» хорошо известна физиономия Зощенки и недостойное поведение его…»
Это ведь не политика. Это диагноз людей, не умеющих слышать и видеть. Зощенко всю жизнь обвиняли ни много ни мало в том, что он НЕ УМЕЕТ ПИСАТЬ. А если посмотреть, кто его обвинял, то все становится на свои места. И это на самом деле не вина, а беда тех людей.
Отсутствие литературного вкуса — это невозможность испытывать блаженство от художественного произведения. Некоторым не дано радоваться футболу, некоторые не знают, что такое религиозный экстаз… Понятное дело, что все виды наслаждения нельзя познать… Но все-таки то, что ты читаешь, определяет, кто ты, куда идешь, какие идеалы имеешь, чем занимаешься. Это карта твоей жизни. У кого-то это роскошный глобус тонкой работы, а у кого-то план пожарной эвакуации, нарисованный на коленке.
Татьяна, я ТАК с Вами согласна!!! Правда, меня никто не учил понимать красоту языка, как-то само собой получилось 🙂 надеюсь, в свое время получится и у моего ребенка!