Выношу из комментариев к записи Развиваем навыки чтения и понимания прочитанного
Вопрос: А что такое навык чтения? Мера навыка чтения?
Ответ: Говоря о формировании навыка чтения, мы в первую очередь говорим о развитии следующих 4 качеств при чтении: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Все названные качества взаимосвязаны между собой. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Она предполагает:
— чтение без искажений, пропусков и перестановок звуков и слогов, без повторений слов, без проглатывания окончания;
— правильную постановку ударения;
— соблюдение основных правил литературного произношения.
Беглость — это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.
Сознательность чтения — это понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность — это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Вопрос: Как проверить, что это достигнуто?
Ответ: 1. Ребёнок читает без искажений, пропусков и перестановок звуков и слогов, без повторений слов, без проглатывания окончания; правильно расставляет ударения (слышим при чтении ребенком вслух)
2. читает с той скоростью, которая обеспечивает полное понимание прочитанного (задать вопросы к тексту)
3. Выражает своё отношение к прочитанному и может рассказать об отношении автора к написанному
4. Расставляет интонационные ударения в процессе чтения, выделяя отдельные, наиболее значимые участки текста голосом и мимикой.
Вопрос: А сколько минут, ребёнок все это делать должен, чтоб мы засчитали ему НАВЫК?
Ответ: Я думаю, что для тестирования будет достаточно текста, объемом на страницу А5.
Формат А5 — это примерно 400 символов. Ребёнок, со скоростью чтения от 50 до 100 слов в минуту прочитает его за 4-8 минут. Плюс вопросы-ответы на понимание текста займут столько же времени. И мы сможем протестировать ребёнка за 15 минут. За это время он сильно не устанет и результат тестирования не будет искажён.
НАВЫК чтения предполагает обязательно следующие МЕРНЫЕ показатели
1 скорость чтения 150-200 сл/мин
2 устный словарный запас 15000-20000 слов
3 письменный словарный запас 15000-20000 слов. ВОТ ЗДЕСЬ НАХОДЯТСЯ ТЕ, без ошибок словарные слова русского языка
4 понятийный словарный запас 15000-20000 слов.